ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов: Министерство просвещения России рекомендует проводить занятия курса «Россия – мои горизонты» по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» сказано, что внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в формах, отличных от урочной. Согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать программу внеурочной деятельности. Время занятий остается на усмотрение администрации образовательного учреждения. Обычно занятия внеурочной деятельности проводят после «паузы», чтобы дать ребенку время на отдых.
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: Календарно-тематический план курса – результат коллективной работы методологов, психологов, педагогов и представителей различных ведомств и отраслей экономики. Цель курса – охватить вопросы самоопределения, рассказать о востребованных направлениях рынка труда и дать полезные практические советы ребятам. Все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего, что удобно: готовое занятие под любой возраст с комплектом материалов и возможность моделировать занятие, заменяя блоки. Рекомендуем использовать заранее подготовленный сценарий, но педагог может брать отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять своими активностями.
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Курс поможет с профессиональным самоопределением, позволит узнать свои интересы и ценности, смоделировать личный образовательный и профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают актуальную информацию о различных отраслях и профессиях, видят современные предприятия и успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия построены с учетом возраста и предпочтений учеников, сочетают видео, игры и практические задания, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя.
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области: Если Ваш ребенок уже выбрал будущую профессию, мы поздравляем Вас! Однако профориентационные занятия помогут ему лучше узнать мир профессий и работодателей после окончания школы, а также правила выбора профессии и планирования профессионального развития. Эти знания важны и для взрослых, ведь в динамичном мире приходится менять профессию или сферу деятельности.
Если ваш сын профессионально занимается спортом, то он знает, что многие спортсмены в молодом возрасте меняют профессию. Одни остаются в спорте, становятся тренерами, другие переходят в другие сферы: разрабатывают спортивную одежду, открывают строительные компании, спортивные школы или становятся руководителями спортивных организаций. Для успешной деятельности в новой сфере необходимы знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Поэтому профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
Профориентационные занятия полезны для создания запасных планов на случай непредвиденных ситуаций. Ведь в жизни не все зависит от нас: могут закрыться выбранные направления подготовки, сократиться бюджетные места или подняться стоимость обучения. Также возможны проблемы со здоровьем и сокращение рабочих мест из-за искусственного интеллекта. Что будет через 5 лет – неизвестно, но мы можем понять основные тенденции и пути к профессиональному успеху. Профориентационные занятия помогают в этом и помогают составить запасные планы.
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: В семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите свой профессиональный выбор. Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Педагог может показать фрагменты курса «Россия – мои горизонты» и объяснить его назначение. Узнайте мнение подростка о занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!
Немного о курсе
Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения.