Важнейшим событием всей Второй Мировой и Великой Отечественной войн стала битва на Курской дуге летом 1943 года. Курскую битву многие историки считают завершением коренного перелома в войне. Летом 1943 года гитлеровское командование рассчитывало взять реванш на советско-германском фронте за своё поражение под Сталинградом. Победа над Красной Армией — пусть и на одном участке, под Курском, — могла, по мнению немецкого руководства, привести к последующему наступлению германских войск на юго восточном или северо восточном (на Москву) направлениях, обеспечить надёжную оборону немецких позиций на остальных участках фронта, заставить союзников СССР (Англию и США) отказаться от своих планов высадки войск во Франции.
Условия для удара против Курского выступа, который занимали советские войска Центрального и Воронежского фронтов, казалось, были превосходные. Курская дуга имела ширину 200 км и выступала на запад до 150 км. Она образовалась в период контрудара германских войск Э. фон Манштейна в конце зимы – начале весны 1943 года. Немцам тогда вновь удалось взять недавно освобождённый Красной Армией Харьков, но дойти до Курска вермахту уже не хватило сил, и фронт здесь стабилизировался.
Данные разведки свидетельствовали, что противник собирается нанести удар в районе Курска. После обсуждений в Генштабе РККА и Ставке ВГК было решено сначала выбить вражеские танки, измотать противника в оборонительных сражениях и лишь затем самим перейти в наступление.
Советские танкисты напряжённо готовили свою технику к лобовому столкновению с вражескими танками, а лётчики ВВС РККА готовы были сразиться с лучшими германскими асами. Весной 1943 года советские пилоты одержали победу в воздушных сражениях в небе Кубани и теперь были готовы окончательно завоевать господство в воздухе. Авиачасти РККА получали новейшие истребители: Ла-5, Як-3, равно как и самолёты, поставленные союзниками по ленд-лизу: Р-39 «Аэрокобра» и другие.
Общее преимущество перед Курской битвой было у советских войск Центрального и Воронежского фронтов. Плюс к этому в тылу основных советских сил располагался Степной фронт под командованием И. Конева, который должен был перейти в наступление после провала германского удара. Противник сосредоточил войска на узких участках фронта и был готов прорвать оборону РККА решительными ударами танковых сил при массированной поддержке бомбардировочной авиации.
Чудеса храбрости и самопожертвования проявляли на Курской дуге наши танкисты, пехотинцы, артиллеристы, лётчики. Боевой счёт своих побед в воздухе открыл 6 июля 1943 года лучший советский ас (и лучший ас всей антигитлеровской коалиции за годы войны) Иван Кожедуб.
Артиллеристы разили вражеские танки и пехоту в упор. Комсорг артдивизиона М. Борисов в районе Прохоровки участвовал в бою в составе одной из наших батарей. Когда на батарею двинулись 19 танков противника, артиллеристы подпустили их на близкое расстояние и подбили несколько машин. Но вскоре все артиллеристы или погибли, или были ранены. М. Борисов в одиночку заряжал и стрелял из пушки прямой наводкой, подбив ещё семь танков. Он был тяжело ранен, но чудом остался жив. В январе 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
С обеих сторон в Прохоровском сражении участвовало до 1 200 танков и самоходных орудий. Потери советских войск, по отечественным исследованиям, составили тогда 500 танков из участвовавших в боях 800 машин (это 60 % от первоначального состава); немцы потеряли 300 танков из 400 (75 %). Только за 12 июля фашисты потеряли 70 танков. Таким образом, враг лишился своей ударной мощи, а у советского командования были в запасе необходимые резервы. Дальше немцы уже не прошли. Прохоровское сражение стало безусловной победой Красной Армии.
5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород. Это было наглядным свидетельством того, что вся германская группировка под Курском потерпела полный крах. Тем же вечером в Москве был дан первый артиллерийский салют — 12 залпов из 124 орудий — в честь доблестных войск, одержавших славные победы. Распоряжение о проведении салюта отдал лично И. Сталин. В то время он прибыл на фронт и находился в деревне Хорошево подо Ржевом. Здесь, в простой деревенской избе, И. Сталин встретился с командующим Калининским фронтом А. Ерёменко для обсуждения предстоящих операций. 23 августа 1943 года Красная Армия освободила Харьков. На этом Курская битва завершилась.
После Курской дуги союзники А. Гитлера в Европе окончательно осознали, что пора как можно быстрее выходить из фашистского блока: нервозность проявляли правительства Румынии, Венгрии, Финляндии и других нацистских сателлитов. В сентябре 1943 года Италия подписала перемирие с западными союзниками.
Победа в Курской битве означала, что Красная Армия будет и далее стремительно наступать на запад, начнёт освобождение Украины и Белоруссии, форсирует Днепр, подойдёт к границам СССР. Союзники не могли далее задерживать открытие второго фронта. Решение о высадке во Франции было принято на конференции в Квебеке в августе 1943 года (как раз в период развития советского контрнаступления на Курской дуге). В ноябре – декабре 1943 года на Тегеранской конференции И. Сталина, Т. Рузвельта и У. Черчилля было принято окончательное решение о высадке союзников в Нормандии.